Виктор Кузнецов

Приготовьте мне костюм лебедя

 

Анна Павловна Павлова


 

Композитору Камилю Сен-Сансу перевалило уже за пятьдесят. Угнаться за балериной, крикнувшей «Догоняйте!», маэстро не смог. И отстав на пару минут, не без страха взирал на затеянную молодой женщиной на берегу пруда возню с белым лебедем. Могучая птица могла бы ударом клюва переломить человеческую ногу или размозжить голову. Но она была ручной и не сопротивлялась. Анна Павлова, с улыбкой взирая на композитора, перевила свою шею лебединой и нежно прижалась щекой к клюву…

После обеда Сен-Санс сел за рояль. Так родилась музыка, на которую специально для Анны Павловой Михаил Фокин поставил вскоре сольный номер «Умирающий лебедь».

 

«Служенье муз не терпит суеты…»

Великая русская балерина Анна Павловна Павлова (1881-1931) происходила из семьи тверских крестьян, переселившихся в пригород Санкт-Петербурга. Есть сведения, что она была незаконной дочерью тогдашнего олигарха-миллионера Лазаря Соломоновича Полякова, одного из трех братьев – банкиров и предпринимателей, ведавших почти всем железнодорожным строительством в России. Лазарь Поляков, как будто бы, всегда материально помогал дочери…   

Мать, простая малограмотная прачка, обожала свою Нюрочку. И как-то повела девочку, которой не было еще и восьми лет, в Мариинский театр на спектакль «Спящая красавица».

«С первых же нот оркестра, - вспоминала потом балерина, - я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. А когда взвился занавес, открыв раззолоченную залу дворца, я тихонько вскрикнула от радости. И, помню, закрыла лицо, когда на сцену выехала злая волшебница в карете, запряженной крысами…»

Во втором акте группа мальчиков и девочек танцевала на сцене чудесный вальс.

- Хотелось бы тебе танцевать с ними? – с улыбкой спросила мать.

- Я буду когда-нибудь танцевать, как Спящая красавица, - твердо ответила дочь. И помолчав, добавила: - В этом самом театре!

Мать засмеялась и, назвав дочку глупенькой, ласково погладила по головке. Она и не подозревала, что девочку осенила Судьба – через 10-12 лет ей будет заворожено рукоплескать весь мир.

В 1891 году десятилетняя Нюрочка без труда прошла приемные испытания в балетную школу, где сразу же стала лучшей ученицей и по танцу, и по общеобразовательным предметам. «Это была совсем тоненькая девушка, - вспоминал один из партнеров Анны по ученической сцене, - ростом немного выше среднего. У нее была чарующая улыбка и красивые чуть грустные глаза; длинные, стройные, очень красивые ноги, с необыкновенно высоким подъемом; фигура изящная, хрупкая и такая воздушная, что, казалось, она вот-вот оторвется от земли и улетит». 

В Императорском театральном училище о ней говорили как об одаренном и очень воспитанном ребенке. А вот первое публичное выступление, состоявшееся в Мариинском театре на бенефисе немолодого уже танцовщика и педагога Христиана Иогансона, не обошлось без конфуза – в сцене из балета «Дочь фараона» дебютантка с грохотом рухнула спиной к залу на суфлерскую будку. Хохот зрителей не смутил ее: она склонилось перед публикой в грациозном реверансе. И зал разразился аплодисментами…   

В 1902 году Анна Павлова стала солисткой Русского императорского балета; с 1905 года числилась балериной, с 1907 года – прима-балериной. В 1908 году ей поручили желанную роль Одетты-Одилии в «Лебедином озере» П. И. Чайковского.

«Она не танцует, а летает», - говорил об Анне Павловой знаменитый деятель русского балета Сергей Дягилев. «Ни одно движение балерины, ни один жест и взгляд не вступают в противоречие с музыкой», - дружно вторили ему музыкальные и театральные критики. Итальянский танцовщик и педагог Энрико Чекетти, у которого учились все тогдашние звезды – и Анна Павлова, и Вацлав Нижинский, и Тамара Карсавина, – заявил после одного из ее выступлений: «Я могу научить всему, что связано с искусством танца. Но у Павловой есть то, чему научить мог только Господь Бог».

 

Контакты-конфликты

За 14 лет работы в Мариинке Анна Павлова исполнила на сцене все ведущие балетные партии. Поразительна широта диапазона ее искусства – от крестьянской девушки в «Жизели» до радующейся жизни «Бабочки» и чувственной страсти в «Вакханалии».

Анна Павлова сотрудничала с Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа… Сценическими партнерами балерины в разное время были прославленные танцовщики Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Михаил Мордкин, Лаврентий Новиков, Сергей Легат… Во многих спектаклях она танцевала на одной сцене с Матильдой Кшесинской и Тамарой Карсавиной…

И скачками своего темперамента, вспыльчивостью, капризностью не раз разжигала со многими из них серьезные скандалы. В 1911 году в припадке бешенства она влепила пощечину лучшему из своих партнеров Михаилу Мордкину. Он тут же уехал в Москву – в Большой театр. И отклонил все уговоры вернуться, хотя в конфликте с Павловой несомненна и его вина – он тоже был неуступчив и самолюбив…

Фокин как человек более отходчивый всегда мирился с легко остывавшей от гнева примадонной. Но следы их конфликтов можно обнаружить во многих изданиях того времени. В интервью журналу «Рампа и жизнь», например, он осудил попытку Павловой воспрепятствовать включению в ее бенефис кордебалета «Вакханалии» в его постановке. «Балерине с таким громадным репертуаром, - заявил балетмейстер, - не следует мешать другим исполнять свои номера».

Не сработалась Анна Павлова и с Дягилевым – они полностью разошлись в оценке будущего балетного искусства. Ее бурный темперамент и яркая индивидуальность требовали центрального места в труппе, а Дягилев стремился к созданию сыгранного и послушного режиссерской воле ансамбля.

Несмотря на скандалы, в поведении Павловой на сцене и в жизни не было и намека на вульгарность. Публика ей поклонялась… За кулисами всегда стояли боготворившие ее люди с букетами цветов… Обожали Павлову и молодые танцовщицы, которые, приходя за советом, всегда получали и помощь, и поддержку…

 

«…То же, что музыка для танца»

Первым руки Анны Павловой стал добиваться молодой танцовщик Петербургской балетной труппы Сергей Уланов. Довольно быстро осознав бесперспективность своих ухаживаний за примой, он переключил внимание на чем-то похожую на нее танцовщицу кордебалета Марию Романову. («В танцах воспитанницы Романовой есть нечто, напоминающее танцы госпожи Павловой: блеск исполнения и стремительность», - так после выпускного спектакля утверждал ведущий балетный критик того времени Валериан Светлов). Дело кончилось свадьбой, и в начале 1910 года в семье Улановых родилась девочка, которую назвали Галиной…   

Жизнь Анны Павловой была до краев наполнена беззаветной любовью к искусству, но это всеобщего интереса не возбуждает. Балерина совсем не давала пищи для газетных сенсаций – ее никогда не касались сплетни.

«Павлова, - утверждал английский балетный критик Артур Фрэнкс, - всю свою жизнь избегала предавать гласности личные дела». Даже артисты ее труппы в течение нескольких лет не были осведомлены о браке прима-балерины с антрепренером Виктором Эмильевичем Дандре. Один из влиятельнейших гласных стародумской партии, обер-прокурор в первом департаменте Правительствуюшего Сената, он был отмечен Анной Павловой среди ее многочисленных поклонников.

«Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству и отказаться от брака. Подобно монахине, она не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин, - всерьез утверждала Анна Павлова. – И все же из уважения к моим английским друзьям я должна была выйти за него замуж». Известно, правда, и такое высказывание балерины: «Подходящий муж для жены – это то же, что музыка для танца…»

Дандре был единственным в близком окружении Павловой, кто хладнокровно выдерживал бешенные скачки ее темперамента – жену он боготворил. Будучи на 11 лет старше, Виктор Дандре на столько же пережил Анну Павлову – он скончался в 1944 году в возрасте 73 лет…

В 1911 году вскоре после женитьбы Виктор Эмильевич был неожиданно арестован по делу о постройке в Петербурге Охтенского моста – одного из незадачливых детищ тамошней городской управы. Дандре, правда, почти сразу же выпустили под подписку о невыезде и залог в 35 тысяч рублей. Говорили, будто деньги внес его брат…

Денежные дела труппы своей жены Виктор Эмильевич вел очень аккуратно. Артисты, в которых антрепренер всегда стремился поддерживать чувство коллективизма, его уважали... Как-то одна из девушек повредила на репетиции ногу, и доктор запретил ей танцевать несколько недель. Навестив больную, Дандре от имени Анны Павловой официальным тоном объявил, что – согласно  контракту – артистка может сполна получить недельный заработок, но тогда должна будет сама расплатиться за лечение. Оплатить врачебные счета может и труппа, а остаток будет выдан балерине на руки. Девушка подумала и приняла второе решение… В день получки Дандре вручил ей обычное жалование – без всяких вычетов, хотя она почти месяц не работала. Танцовщица честно напомнила Виктору Эмильевичу о том разговоре. И антрепренер с улыбкой ответил, что, благодаря проявленной ею солидарности, все уладил.

В 1913 году Анна Павлова отправилась в Россию без мужа – Дандре путь на родину был заказан. Репертуар гастролей составляли миниатюры: «Умирающий лебедь», «Вакханалия», «Новый гавот»… Она выступала в Народном доме в Петербурге, в Зеркальном театре сада «Эрмитаж» в Москве, в Павловском вокзале под Петербургом… И это оказалась последняя поездка Анны Павловой на родину – в Европе разразилась Первая мировая война, и супруги вместе с балетной труппой переехали в США.

 

Русский балет за границей

Странствуя по миру, Анна Павлова стремилась сохранить академизм отечественной классической школы, созданной, как выражалась, «…нашими гениальными балетмейстерами и, прежде всего, - незабвенным Петипа».

Русской балерине горячо рукоплескала Индия, славящаяся собственным многовековым танцевальным искусством. Один из тончайших знатоков индийского танца Дшеван Чаманлал так говорил об Анне Павловой: «Когда она танцевала, вы не видели ни напряженной шеи, ни судорожных торопливых движений, не замечали ее боязни сбиться со счета и не попасть в такт музыки; общее впечатление от танца, его одухотворенность опьяняли вас, вызывали восторг. В западном балете я не знаю ничего подобного».

Анна Павлова создала три собственных балета на индийские мотивы – «Радха и Кришна», «Фрески Аджанты», «Индусская свадьба». Как отмечал знаменитый делийский танцовщик и балетмейстер Рам Гопал, они удивительно близки духу его родины.

Учениками Анны Павловой могут быть названы лучшие индийские танцовщики середины ХХ века Удай Шанкар и Рукмини Дэви. Дорогу в балет она открыла и англичанину Фредерику Эштону, и американцам Энтони Тюдору и Руфи Пэдж, и австралийцу Роберту Хэлиманну… В Японии Павлова впервые вызвала интерес к европейскому балету. В Мексике помогла слить фольклорную пляску с формами классического танца.

Коснувшись далекой латиноамериканской страны, трудно не упомянуть о мексиканском открытом театре, администрация которого, согласно закону, обязана возвращать зрителям деньги, если непогода помешала представлению в первые 40 минут после начала представления. Выступления артистов поэтому продолжались в Мехико в любой дождь и грозу. Вот и Анне Павловой, промокшей до нитки, пришлось доводить до конца танец «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса под сверкание молний…

Умерла великая балерина во время гастролей в Гааге 22 января 1931 года со словами «Приготовьте мне костюм Лебедя».

 Как говорила одна из ее учениц американская балерина Мюриэль Стюарт, в 1927 году открывшая балетную школу в Сан-Франциско, «…замечательные балерины были и после Анны Павловой; некоторые из них, возможно, обладали более совершенной техникой; но Павлова была и осталась для всех великим символом духовной красоты».  

 


Это интересно!

Николай Довгай

Двойной контроль, рассказ

Николай Пряничников

Золотой гроб, повесть

Владимир Кучеренко

Литературные переводы с украинского стихов Юрия Зиньківського

 


Это интересно!

Николай Довгай

Человек с квадратной головой, рассказ

Лайсман Путкарадзе

Веснячка, рассказ

Вита Пшеничная

Наверно так в туманном Альбионе, стихи


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рассылка новостей Литературной газеты Путник

 

Здесь Вы можете подписаться на рассылку новостей Литературной газеты Путник и просмотреть журналы нашей почты

 

Нажмите комбинацию клавиш CTRL-D, чтобы запомнить эту страницу

Поделитесь информацией о прочитанных произведениях в социальных сетях!


Яндекс цитирования